Страницы

20170108

Что снижает эффективность метода

рис. Татьяны Лобановой 
Практика (почти полтора года) нейрографической работы как собственной, так и с группами доставила много удовольствия, в ней были открытия, волшебности, инсайты. 


И вместе с тем, появилось понимание возможных «узких» мест в применении и преподавании метода. Хотелось бы поделиться с коллегами этими наблюдениями и узнать об их опыте в нейрографике (обычно сокращаю это слово до НГ и для меня это звучит как Новый Год!).



Базовый алгоритм в нейрографике – это отличный инструмент, он уже опробован и эффективно работает,
так как активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физиологические процессы. 
Да еще дает эстетически ценные свидетельства внутренней работы, «фотографии» или даже «ролики» процесса трансформации, который интересен не только автору, но и зрителям. Это совсем не частая возможность быть интересным для многих, даже не знакомых, и не в событиях или действиях, а в более интимном тонком аспекте внутреннего мира. 
Сколько в вашей жизни людей, готовых с завидной регулярностью обсуждать движения вашей души, состояния принятия решений (а не сами решения) и прочие лирические «неконкретности»? Нейрографика с легкостью организует такой необычный круг единомышленников, где каждый интересен не столько социальной персоной - тем, кто он и чем может быть полезен, а именно тем какой он внутри и как двигается и развивается личностно. 


Не буду говорить о технических сложностях в рисовании – это вопрос последовательного освоения алгоритма и достаточной практики. Хотелось бы поделиться некоторыми общими наблюдениями. 



Естественно, что на первом этапе, как в собственном рисовании, так и у учеников много внимания уделяется самой технике. Особенно, если есть обратная связь с точным указанием отступлений от алгоритма. 
И здесь опасность, которую назову формально правильное рисование. 
С моей точки зрения, после набора навыков в технике, нужно сделать очень важный шаг - перестать напрягаться по ее поводу, бояться сделать «ошибку» и почувствовать определенную свободу, найти то, что помогает именно вам определять смыслы и действовать. 

Цель нейрографической картинки - не сама картинка (это чудесный бонус, подарок от этой техники), а создание состояния, энергии, инсайтов, "интуичения". Если в этом могут помочь стрелки, буквы, цифры и даже (о ужас!) прямые линии или очевидность фигуры - смелее. Формальные рамки необходимы в самом начале, но из них надо вовремя вырастать. 



Следующее наблюдение – после освоения базового алгоритма в работах появляются приемы, которые меня определенно смущают, так как с очевидностью 
снижают эффективность метода:



- орнаментальность, наличие большого количества элементов дудлинга, зентангла, повторяющихся многократно любых одинаковых элементов. Да, это делает картинку упорядоченной, декоративной, структурной, что очень радует неопытных рисовальщиков.Но, при этом, в значительной степени теряется сам смысл нейрографики - трансформация состояния. И наоборот, подтверждается имеющийся стереотип, создается мягкий путь назад в свое привычное; 



- символизм, придание знакомых образов элементам рисунка - листья, цветы, птички-бабочки, домики и т.д. Это тоже определенное ограничение во внутренних процессах в пользу зрительной приятности от узнавания, когда в спонтанном сочетании линий хочется видеть уже известные и "безопасные" для психики символы. При этом сводится на нет именно то целительное напряжение от новизны зрительного ряда, которое и дает импульс внутренней перестройке; 



- цитирование, злоупотребление копированием чьих-то хороших работ. Конечно, процесс обучения непременно включает повторение, отработку базовых элементов. Да и впоследствии, хорошо увидеть у коллег что-то новое, понравившееся и попробовать самому. Но я замечаю катастрофическое торможение у тех учеников, кто увлекся копированием самих рисунков, а не понравившихся приемов, кто начал работать только на получение красивой работы, а не на активизацию внутренних процессов. В такую работу не вкладывается первичный эмоциональный выброс, процесс подменяется целью. Через некоторое время активного «срисовывания» вместо свободы и легкости возникает растерянность и страх: «Не могу ничего придумать, не получается красиво, нет результатов и изменений в жизни»…. Рисование ради рисования тоже отлично и точно лучше, чем ничего, но тогда не надо ждать от него большего, чем просто удовольствия;



- тиражирование, повторение хорошо отработанной, удачной собственной манеры во всех рисунках. И это очень коварный соблазн, он у нас прописан в психике и с ним очень трудно разбираться. Если определенные действия принесли успех один, два, десять раз мы с удивительным упорством повторяем их, даже когда они стали очевидно бесполезными. Вспомните, как родители двоечников 10 лет, каждый день по 10 раз безуспешно задают один и тот же вопрос: «Ты уроки сделал?» Ничего не меняется, но вопрос задается. Почему??? А в первом классе несколько же раз помогло…. Возвращаясь к нейрографике: в этом случае, даже при безупречной технике и эстетической ценности снижается эффективность изменений, т.к. для автора хорошо накатанная дорога перестает создавать "напряжение неизвестности", "поисковую активность", "конструктивный стресс" - термины обозначающие подъем энергии и готовность к новым действиям, преодолениям. В этом случае ученики говорят об усталости и потере интереса к методу: «Он перестал работать»… 



Для меня последняя опасность самая опасная. 

Боюсь не заметить впадения в благостность: «Уже хорошо получается, я ОК». 
И очень благодарна коллегам, которые неоднократно пишут о разнообразии моих работ и стилей. Это для меня, в основном, не про похвалу, а про то чтобы и дальше не залипать, не застывать, не забывать, что все должно меняться, двигаться, развиваться. 



Всем коллегам успехов и творчества!





Ваша Т. Лобанова

1 комментарий: